Бессмертная Светлана Александровна
Учитель-логопед
Бессмертная Светлана Александровна

Общественный инспектор по охране прав детства


Соблюдение и защита прав детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи

Телефон: 4-27-99

“… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними,
 измеряется его гуманность и складывается его будущее”.

(Джеймс Грант)

Основные цели деятельности общественного инспектора:

  • обеспечение прав и законных интересов детей;
  • предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • социальная защита детей, находящихся в социально опасном положении.

Основные направления деятельности:

  •  выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  •  выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • осуществление контроля выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями;
  • осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними;
  •  взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты и охраны прав детей. 

Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т. ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).  В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Уважаемые родители, в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ обратите внимание на следующие статьи

  • глава 4 ст 43 "Обязанность и ответственность обучающихся"
  • статья 64. Дошкольное образование
  • статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Устав ДОУ - нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения
  • права на охрану  жизни и здоровья
  • защиту его права на образование
  • права на игру
  • права на сохранение своей индивидуальности

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка - (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм).
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie